Взаимодействие с органами государственной инспекции труда при проведении проверки
Для того, чтобы защитить свои права при проведении проверки соблюдения требований трудового законодательства, руководству предприятия необходимо знать правила их осуществления. Однако, вместе с тем, нельзя забывать и о том, что в случае, если при проведении проверки действительно обнаружены серьезные нарушения, наилучшим выходом из этой ситуации будет максимально быстро устранить их.
Сроки проведения проверок
Ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает следующие сроки проведения всех типов проверок:
- в отношении большинства категорий коммерческих компаний — 20 рабочих дней. в особых случаях, когда для диагностики ситуации на предприятии требуется дополнительное время, он может быть продлен еще на 20 рабочих дней;
- в отношении малых предприятий — 50 часов в течение года. для особых случаев предусмотрена возможность однократного продления проверки еще на 50 часов. кроме того, если для установления каких-либо фактов государственной инспекции труда требуется запросить дополнительные документы у других ведомств, оно может прервать проверку на срок до 10 рабочих дней, а потом возобновить ее;
- в отношении микропредприятий — 15 часов в течение года. в этой ситуации также предусмотрена возможность перерыва при проведении проверки на срок до 10 рабочих дней и возможность продления ее срока на дополнительные 15 часов.
Таким образом, если указанные сроки были нарушены, руководство компании вправе обжаловать действия сотрудников инспекции труда.
Сроки устранения нарушений и санкции за их несоблюдение
В случае, если по результатам проведенной проверки представители государственной инспекции труда обнаружат нарушения на конкретном предприятии, его руководству будет вынесено предписание об их устранении с указанием сроков, которые отводятся на соответствующие мероприятия. Сроки, предоставляемые для ликвидации нарушений, определяются индивидуально с учетом их характера и сложности и фиксируются в соответствующем постановлении.
В этой ситуации наилучшим выходом будет соблюсти предписания инспекторов и устранить факты несоблюдения законодательства. Дело в том, что за невыполнение такого предписания предусмотрена достаточно серьезная ответственность. Так, п. 23 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает, что в этом случае применяются следующие меры:
- должностные лица могут быть подвергнуты наложению штрафа в размере 30-50 т. рублей или дисквалификации на период 1-3 года;
- предприниматели. действующие без формирования юрлица — штрафу в размере 30-50 т. рублей;
- юридические лица — штрафу в размере 100-200 т. рублей.
Санкции за повторное нарушение
Еще более внимательным руководству предприятия, однажды уличенного в несоблюдении норм действующего трудового законодательства, следует быть в ходе дальнейшей деятельности. Это связано с тем, что КоАП рассматривает повторное нарушение законодательных требований по тому же основанию как отягчающее обстоятельство, а значит, предполагает применение более суровых санкций по отношению к нарушителям.
Вид повторного нарушения | Наказание для должностных лиц | Наказание для предпринимателей без образования юрлица | Наказание для юридических лиц |
---|---|---|---|
Допущение к работе неуполномоченным лицом | Дисквалификация продолжительностью 1-3 года | Штраф величиной 30-40 т. рублей | Штраф величиной 100-200 т. рублей |
Уклонение от подписания трудового договора или его подмена гражданско-правовым договором | Дисквалификация продолжительностью 1-3 года | Штраф величиной 30-40 т. рублей | Штраф величиной 100-200 т. рублей |
Невыплата причитающихся работнику денежных средств | Штраф величиной 20-30 т. рублей или дисквалификация продолжительностью 1-3 года | Штраф величиной 10-30 т. рублей | Штраф величиной 50-100 т. рублей |
Нарушение правил охраны труда | Штраф величиной 30-40 т. рублей или дисквалификация продолжительностью 1-3 года | Штраф величиной 30-40 т. рублей или приостановление деятельности продолжительностью до 90 суток | Штраф величиной 100-200 т. рублей или приостановление деятельности продолжительностью до 90 суток |
Непроведение или нарушение правил проведения специальной оценки условий труда | Штраф величиной 30-40 т. рублей или дисквалификация продолжительностью 1-3 года | Штраф величиной 30-40 т. рублей или приостановление деятельности продолжительностью до 90 суток | Штраф величиной 100-200 т. рублей или приостановление деятельности продолжительностью до 90 суток |
Допуск к работе без необходимого обучения или медосмотра | Штраф величиной 30-40 т. рублей или дисквалификация продолжительностью 1-3 года | Штраф величиной 30-40 т. рублей или приостановление деятельности продолжительностью до 90 суток | Штраф величиной 100-200 т. рублей или приостановление деятельности продолжительностью до 90 суток |
Непредоставление средств индивидуальной защиты | Штраф величиной 30-40 т. рублей или дисквалификация продолжительностью 1-3 года | Штраф величиной 30-40 т. рублей или приостановление деятельности продолжительностью до 90 суток | Штраф величиной 100-200 т. рублей или приостановление деятельности продолжительностью до 90 суток |
Другие виды нарушений трудового законодательства | Штраф величиной 10-20 т. рублей или дисквалификация продолжительностью 1-3 года | Штраф величиной 10-20 т. рублей | Штраф величиной 50-70 т. рублей |
2411